Поппер, Карл

Ясно, что эта догматическая позиция, заставляющая нас придерживаться наших первых впечатлений, указывает на то, что мы имеем сильные убеждения; в то же время, критическая позиция, которая склонна модифицировать свои догматы, которая допускает сомнения и требует проверок, говорит о более слабых наших убеждениях. Согласно теории Юма и теории, распространенной в настоящее время, сила веры должна быть продуктом повторения, то есть она всегда должна возрастать с опытом и всегда должна быть большей у более развитых личностей. Вместе с тем догматическое мышление, бесконтрольное желание навязывать регулярности, явное увлечение ритуалами и повторениями самими по себе характерно для дикарей и детей. Возрастание же опыта и зрелости иногда создает позицию осторожности и критики, а не догматизма. Здесь я хочу упомянуть о пункте, в котором я согласен с психоанализом. Психоаналитик утверждает, что невротики и другие психически больные интерпретируют мир в соответствии со своим личным множеством шаблонов, которые нелегко устранить и которые часто возникают в раннем детстве. Схема или шаблон, принятые очень рано, постоянно поддерживаются, и каждый новый опыт интерпретируется в их терминах, верифицируя их и увеличивая их жесткость. Это и есть то, что я назвал догматической позицией в отличие от критической позиции; последняя, как и первая, также допускает некоторую схему ожиданий — мифы, предположения или гипотезы, но она в то же время столь же легко модифицирует, исправляет и даже отбрасывает эти ожидания. Я склонен предполагать, что большинство неврозов частично может быть обусловлено задержкой в развитии критической позиции — скорее задержкой, чем естественным догматизмом, сопротивлением требованиям модификации и соответствующего приспособления определенных схем интерпретаций и реакций. В свою очередь это сопротивление в некоторых случаях можно объяснить перенесенными ранее обидами или шоком. Культура рационального, то есть надличностного и надгруппового, обсуждения принимаемых политических решений обеспечит выбор наиболее эффективного политического курса. Существование определенных государственно-правовых институтов, гарантирующих соблюдение всех вышеперечисленных пунктов. Открытое общество, отмечает Поппер, не осуществимо в полной мере ни в каком государстве, но оно представляет собой идеальную модель, к которой следует стремиться.

Обращаясь к россиянам, Поппер писал о необходимости установления власти закона и специальной подготовки для этого судей. Эта мысль кажется мне основополагающей и в высшей степени актуальной, а поскольку я не заметил, чтобы ее должным образом акцентировали, то подчеркну ее здесь. В европейской интеллектуальной традиции существовала элитистская точка зрения, согласно которой философы, обладая знанием об идеальном порядке общества, недоступном простым смертным, обязаны сообщить его людям и стремиться внедрить этот порядок. Сильнее всего эта точка зрения проявилась у Платона, Гегеля, Маркса. Философские измышления, не имеющие ни проверки, ни испытания, предлагались в качестве нормы практического переустройства общества. Действительная реализация этой точки зрения обязательно сопряжена с установлением политической диктатуры. Например, идея Маркса о детерминированности истории классовой борьбой, за которой лежат экономические интересы, в ХХ в. Вряд ли можно отрицать существование определенных тенденций общественного развития, вместе с тем, считает Поппер, приписывать им характер всеобщих законов совершенно неправомерно.

к поппер направление

Они ограничены локальными цивилизациями, временными пределами, их действие зависит от исторического контекста, в котором в неменьшей степени, чем в физике, действует индетерминизм. Для того, чтобы прогноз тенденций исторического процесса мог претендовать на теоретическую достоверность, он должен учитывать все сложности социальной жизни, все воображаемые условия, при которых эта тенденция может быть нарушена. Сделать это, очевидно, невозможно. Массовое акционирование частной собственности, прогрессивное налогообложение, благосостояние, связанное с развитием технологий, создание механизмов самореформирования и самосовершенствования и др. Смысл его состоит не в том, чтобы искать пути к величайшему конечному благу, доступному для будущих поколений людей, а в том, чтобы стремиться устранить социальные беды и человеческие страдания живущих людей. Эти меры, имеющие характер технологических предсказаний, конкретны, сравнительно просты, могут в принципе быть предметом испытаний и проверки, а ущерб от их опровержения сравнительно невелик. Именно по пути социальной инженерии, а не социального прожектерства пошли социальные преобразования в либерально-демократических странах. Их успех следует оценивать не только в методологическом плане, но и в плане эффективности критического рационализма. Однако стержневой идеей, пронизывающей все рассуждения Поппера, является идея необходимости защиты рационализма. Для него это не только интеллектуальная, но и моральная задача. Платон, Гегель, Маркс были рационалистами. Однако их приверженность историцистскому пророчеству, авторитаризм, закрытость их систем для критики превратили рационализм в псевдорационализм. Сократ был ближе к подлинному рационализму.

к поппер направление

Рационализм не обязательно определять в терминах интеллектуального подхода; это лучше делать в терминах практического подхода или поведения. Поэтому социальная разумность может быть только межличностной, но ни в коем случае не коллективистской. И достигается она не путем открытия и установления чего-то позитивного, а путем введения ограничений на возможную неразумность. Публикация в и гг. И этот процесс бесконечен: Плюрализм теорий является, по Попперу, причиной множественности картин реальности. На такой же позиции стоит и последователь Поппера П. Фейерабенд, который пишет, что при смене теорий изменяется даже значение одних и тех же терминов. Таким образом, в постпозитивистком варианте философии науки к утверждению о существенном влиянии на информацию о мире категориального аппарата науки добавляется мысль о значительном влиянии на ход и результаты научного исследования мировоззренческих установок ученого. Характеристика философии науки Поппера будет неполной без его теории фальсификационизма. Она возникла при решении им ключевой для позитивизма проблемы демаркации научного знания. Как известно, эту проблему решал еще О. Ссылка на Викисклад непосредственно в статье. Пространства имён Статья Обсуждение. Просмотры Читать Править Править вики-текст История. В других проектах Викисклад Викицитатник.

20. К. Поппер

Эта страница последний раз была отредактирована 22 ноября в Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike ; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Свяжитесь с нами Политика конфиденциальности Описание Википедии Отказ от ответственности Разработчики Соглашение о cookie Мобильная версия. Вена , Австро-Венгрия [6]. Карл Поппер в Викицитатнике. Карл Раймунд Поппер в Викицитатнике. Поппер, Карл на Викискладе. Если же взять весь этот период, то бросается в глаза, что классическая философия, созданная великими гениями человечества, не только не сошла со сцены, но она сохраняет свое стержневое содержание всего философского массива, сохраняя свою неувядаемую ценность. Это нашло свое выражение и в истории русской философии.

Studepedia.org - это Лекции, Методички, и много других полезных для учебы материалов

Что побудило Поппера положить именно. В году он закончил обучение в Венском университете и поступил на должность преподавателя физики и математики в Венский педагогический институт. Поппер считает семантический анализ важным, но недостаточным. И по сути дела предлагает натуралистический подход. Поппер не считает декартовскую гипотезу о местопребывании сознания вовсе абсурдной. Иначе говоря, философское решение вопроса о взаимоотношении материального и идеального Поппер переадресует науке. Поппер был одним из немногих философов науки, который обратился к социальной философии. Он не ставил перед собой задачи вхождения в профессиональные области социологии или политологии с их специальными вопросами, как это он сделал с физикой. Жанр его работы скорее можно назвать политической философией или социо-политической рефлексией. То есть Поппер исходит из универсальности разработанной им методологии, ее равной применимости как к области физических, так и области социальных наук. Общества для него — это организации по решению проблем и поэтому их следует оценивать по способности решать эти проблемы, точно также как мы оцениваем работу любого научного сообщества. Переехав в г. Его беспокоило вялое сопротивление европейской интеллигенции наплывающей волне мифотворчества, иррационализма, национализма. Свою ответственность философа и гражданина он видел в том, чтобы выявить какие именно дефекты европейской интеллектуальной традиции привели к такому положению дел и какие позитивы могли бы стать основой для защиты либеральной демократии. Поппер проводит различие между историзмом и историцизмом. Историзм означает требование смотреть на вещи исторически, что научно оправдано. Оправданы и принятые в науке предсказания например, затмений Солнца ; они открыты для критики, для проверки, для корректировки. Что касается историцизма, то его долгосрочные предсказания принципиально не поддаются проверке, поэтому носят характер утопии и пророчества. В европейской интеллектуальной традиции существовала элитистская точка зрения, согласно которой философы, обладая знанием об идеальном порядке общества, недоступном простым смертным, обязаны сообщить его людям и стремиться внедрить этот порядок.

Сильнее всего эта точка зрения проявилась у Платона, Гегеля, Маркса. Философские измышления, не имеющие ни проверки, ни испытания, предлагались в качестве нормы практического переустройства общества. Получается парадокс, который Данто иллюстрирует следующим образом. Аристарх Самосский описывается обычно как предвосхитивший теорию Коперника. Конечно, Аристарх не имел намерения предвосхитить действия Коперника, это значение придает ему нарративное описание. Стало быть, он не был свободен в том, что сделал, при таком описании, значит, был причинно вынужден к этому.

к поппер направление

Если причины были даны, то действие должно было совершиться. Но не следует ли тогда, что и более поздние действия Коперника должны были совершиться, поскольку Аристарх не мог бы быть предшественником Коперника, если бы Коперник не сделал того, что сделал. Но это значило бы, что должно было быть истинным во время Аристарха, что Коперник должен сделать позже то, что уже сделал Аристарх, если действия обоих детерминированы. Не означает ли это, что все причины более позднего события уже существовали тогда, когда существовали причины более раннего события? Тогда историку, исследующему причины события XVI пришлось бы для этого исследовать причины события IV века до нашей эры. Данто считает, что историк, формируя объяснение, либо ссылается на какую-то общую теорию, содержащую некие законы истории, например, марксизм, либо дает некое повествование. Повествование, согласно его представлению, уже содержит в себе объяснение.

  • Моторы лодки в посейдоне
  • Рыбалка в ослинке
  • Завод оснастки чебоксары
  • Магазин лодок на московском шоссе
  • Он даже готов согласиться с тем, что люди могут получить истинное знание о мире; однако он отвергает существование к. Даже если бы мы в своем научном поиске случайно натолкнулись на нее, мы не смогли бы с уверенностью знать, что это — истина. Ни непротиворечивость , ни подтверждаемость эмпирическими данными не могут служить ее критерием. Любую фантазию можно представить в непротиворечивом виде, а ложные убеждения часто находят подтверждение. В попытках понять мир люди выдвигают гипотезы, создают теории и формулируют законы, но они никогда не могут с уверенностью сказать, что именно из созданного ими истинно. Единственное, на что мы способны — это обнаружить ложь в наших воззрениях и отбросить ее.

    Философия Карла Поппера

    Постепенно выявляя и отбрасывая ложь, мы тем самым можем приблизиться к истине. Это оправдывает наше стремление к познанию и ограничивает скептицизм. Исходя из этих филос. Это мнение разделяли и логические позитивисты, принявшие в качестве критерия демаркации верифицируемостъ, то есть подтверждаемость научных положений эмпирическими данными.

     

    как можно назвать рыбак

    Платная рыбалка в Подмосковье © 2011 Все права защищены. Копирование информации без письменного разрешения и гиперссылки на источник запрещено.

    маховое колесо купить